Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Защита прав собственности на землю». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Разрешение земельных споров в досудебном или судебном порядке всегда осуществляется согласно общим правилам защиты гражданских прав, что предусмотрено статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Какие способы защиты прав на земельный участок существуют?
Одним из первых способов является признание права собственности на землевладение. Так что, если у вас есть подтверждающие документы, вы совершили сделку или вступаете в наследство на земельный участок, можно обратиться за помощью к юристу и воспользоваться таким способом защиты имущественных прав.
Второй вариант – это восстановление первоначальной ситуации, которая была нарушена в ходе совершения правонарушения или преступления. К примеру, сегодня реально восстановить права на владение или пользование земельным участком по решению суда, если судебный орган первой инстанции признал недействительным нормативный правовой акт или решение исполнительного органа государственной власти, органов местного самоуправления и других структур. Гражданский кодекс РФ предлагает широкий выбор возможностей и вариантов по защите нарушенных имущественных прав. По закону можно признать недействительным не только решения муниципальных или государственных, но и законодательных органов власти. Если реально в суде доказать самовольное занятие земельного участка, то нарушенные права подлежат немедленному восстановлению.
Еще один вариант достижения успеха – это признать недействительным нормативный акт органов местного самоуправления или исполнительной власти, если последний не соответствует действующему законодательству и нарушает имущественные права и интересы физического или юридического лица. Такой способ считается своеобразной формой судебного контроля над действующим законодательством по вопросам охраны и использования земель. Согласно Гражданско-процессуальному кодексу РФ суд может вынести решение о том, что действия должностного лица или административного органа власти были незаконны, поэтому подлежат отмене.
Важно помнить, что если в процессе разрешения земельного спора законные интересы и права лиц были нарушены, то можно взыскать убытки за незаконное использование или неправомерную охрану земель. Возмещением занимается тот государственный орган, который нарушил права арендатора или собственника участка путем принятия незаконного нормативного правового акта.
Помимо рассмотренных выше способов защиты своих прав может применяться ряд дополнительных мер, которые не оговорены в Земельном кодексе, зато предусматриваются статьей 12 ГК РФ:
- Признание недействительной оспоримой сделки, а также применение законных последствий ее недействительности;
- Применение последствий недействительности после признания сделки ничтожной;
- Признание принятого собранием решения недействительным;
- Признание недействительным нормативного правового акта органа местного самоуправления или государственной власти;
- Самозащита права владельца земельного участка;
- Возмещение убытков и взыскание неустойки или упущенной прибыли;
- Исполнение обязанностей в натуре по решению суда;
- Компенсация причиненного морального вреда;
- Неприменение судом нормативного правового акта органа местного управления по причине его противоречий действующему законодательству;
- Иные способы, предусмотренные действующим законодательством РФ.
Административный порядок защиты прав на землю
Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены в административном порядке, без обращения в суды. Этот порядок более оперативный и во многих случаях может использоваться с не меньшей эффективностью, чем судебный. Административный порядок защиты прав на землю обычно используется при приостановлении исполнения не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления либо при приостановлении промышленного, гражданско-жилищного и другого строительства, разработки месторождений полезных ископаемых и торфа, эксплуатации объектов, проведения агрохимических, лесо- мелиоративных, геологоразведочных, поисковых, геодезических и иных работ в порядке, установленном Правительством РФ.
Приостановление исполнения актов исполнительных органов государственной власти производится уполномоченными государственными органами. Например, в случае издания местной администрацией неправомерных распоряжений (постановлений) по вопросам изъятия и предоставления земель органы государственного земельного контроля выносят решение о приостановлении действия этих распоряжений (постановлений) до рассмотрения в соответствующих органах. Решение направляется в администрацию, принявшую неправомерное решение, с изложением сути несоответствия принятого решения требованиям земельного законодательства.
Право приостановления промышленных, гражданских и иных работ предоставлено органам государственного земельного и природоохранительного контроля.
Министерство природных ресурсов. РФ в пределах своей компетенции вправе прекращать, приостанавливать или ограничивать пользование участками недр, водными объектами, участками лесного фонда, я также иную хозяйственную деятельность/ осуществляемую с нарушением требований законодательства в области природопользования и охраны окружающей среды, экологических норм и правил, заключений государственной экологической экспертизы.
Росземкадастр в пределах своей компетенции имеет право приостанавливать в установленном порядке промышленное, гражданское и другое строительство, разработку месторождений полезных ископаемых, эксплуатацию объектов, проведение агрохимических, лесомелиоративных, геологоразведочных, геодезических и иных работ, если они осуществляются с нарушением земельного законодательства Российской Федерации, установленного режима использования земель, ведут к их загрязнению и заражению, порче плодородного слоя, засолению, заболачиванию, развитию эрозии почв и другим видам деградации земель.
Основные способы защиты прав землевладельцев, землепользователей и собственников земельных участков
Законодательство предусматривает несколько способов защиты нарушенных прав. Наиболее полный перечень таких способов содержится в ст. 12 ГК РФ.
При восстановлении положения, существовавшего до нарушения права на земельный участок, и пресечении действий, нарушающих право на земельный участок или создающих угрозу его нарушения, помимо ГК РФ применяются нормы ст. 60 ЗК РФ.
Нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях:
1) признания судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок;
2) самовольного занятия земельного участка;
3) в иных предусмотренных федеральными законами случаях.
Современное земельное законодательство не имеет четкой классификации способов защиты нарушенных или оспоренных прав. Так, например, действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем:
1) признания недействительными в судебном порядке не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления;
2) приостановления исполнения не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления;
3) приостановления промышленного, гражданско-жилищного и другого строительства, разработки месторождений полезных ископаемых и торфа, эксплуатации объектов, проведения агрохимических, лесомелиоративных, геолого-разведочных, поисковых, геодезических и иных работ в порядке, установленном Правительством РФ;
4) восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Большое значение имеет такой способ защиты, как признание права. В частности, признание права гражданина на имущественный пай и земельную долю при реорганизации колхозов и совхозов. В судебной практике достаточно часто встречаются подобные иски. При этом судом обычно признается такое право за лицами, работавшими в реорганизованном сельскохозяйственном предприятии и вышедшими на пенсию.
В соответствии со ст. 59 3 К РФ признание права на земельный участок осуществляется в судебном порядке.
Судебное решение, установившее право на землю, является юридическим основанием, при наличии которого органы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним обязаны осуществить государственную регистрацию права на землю или сделки с землей в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Особенности различных способов защиты зависят от особенностей субъектов, которые обращаются за защитой своих прав. Для сельскохозяйственных организаций и предпринимателей, например, характерны такие способы, как признание права, восстановление положения, существовавшего до нарушения, взыскание неустойки и возмещение убытков.
В каком порядке возмещаются убытки, причиненные изъятием земельного участка?
Земельный участок может быть изъят для размещения государственных или муниципальных объектов (ст. 49 ЗК РФ).
В соответствии со ст. 64 ЗК РФ изъятие земельных участков, в том числе путем их выкупа, .для государственных или муниципальных нужд осуществляется после:
1) предоставления по желанию лиц, у которых изымаются, в том числе выкупаются, земельные участки, равноценных земельных участков;
2) возмещения стоимости жилых, производственных и иных зданий, строений, сооружений, находящихся на изымаемых земельных участках;
3) возмещения в полном объеме убытков, в том числе упущенной выгоды.
Лица, у которых изымается участок, не позднее, чем за один год до предстоящего изъятия, в том числе путем выкупа, должны быть уведомлены об этом исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков.
Изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков до истечения года со дня получения уведомления допускается только с согласия собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков. Также только с согласия собственника допускается изъятие части земельного участка.
Понесенные расходы на осуществление застройки земельных участков зданиями капитального типа и проведение других мероприятий, существенно повышающих стоимость земли, после уведомления о предстоящем изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков, возмещению не подлежат.
Кроме того, собственникам земельных участков при их изъятии для государственных или муниципальных нужд должна быть возмещена рыночная стоимость земельного участка, если ему не предоставлен бесплатно в собственность равноценный земельный участок.
В названном выше Положении, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 1993 г., устанавливается порядок возмещения убытков собственникам земли, землевладельцам, землепользователям и арендаторам, причиняемых изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением их прав или ухудшением качества земель, а также потерь сельскохозяйственного производства, вызванных изъятием или ограничением использования, ухудшением качества сельскохозяйственных угодий. Эти правила распространяются на земли всех категорий, за исключением земель, для которых установлен иной порядок возмещения.
Следует учитывать, что данное Положение не распространяется на принудительный выкуп земельных участков у собственников в части возмещения убытков и упущенной выгоды и не устанавливает порядок возмещения ущерба в связи с утратой значения сельскохозяйственных угодий при их предоставлении для Несельскохозяйственных нужд (например, природоохранного, оздоровительного, рекреационного).
Если земельные участки изымаются для несельскохозяйственных нужд, размеры убытков и потерь устанавливаются на стадии предварительного согласования места размещения объекта и уточняются на стадии изъятия и предоставления участков.
Подготавливаемый в процессе изъятия землеустроительный проект формирования землепользования несельскохозяйственного назначения должен включать следующие сведения:
- о размещении земельного участка и объектов строительства;
- о площади земельного участка, составе предоставляемых и включаемых в санитарную (охранную) или защитную зону земельных угодий и их кадастровой оценке;
- о площади, составе и кадастровой оценке угодий, предназначенных для размещения объектов, вносимых с отводимых земель или с земель санитарной (охранной) или защитной зоны;
- об условиях и сроках восстановления нарушенного производства;
- об условиях и сроках снятия, хранения (консервации) и использования нарушаемого плодородного слоя почвы;
- об условиях и сроках проведения рекультивации земель;
- о размере убытков, включая упущенную выгоду;
- о размере потерь;
- о размере земельного налога с предоставляемых земель до изъятия и предполагаемом размере земельного налога после их изъятия;
- об условиях и сроках изъятия, занятия и использования предоставляемых земель.
В Положении специально устанавливается, что данный землеустроительный проект подлежит обязательной государственной экологической экспертизе.
Если земельные участки не изымаются, однако права владельцев ограничиваются, или если ухудшается качество земель в результате стороннего влияния, землеустроительный проект, устанавливающий размеры убытков и потерь, должен включать следующие разделы:
- площадь, состав и кадастровая оценка угодий, на которые распространяется ограничение прав пользователей земли или ухудшение качественного состояния их земель;
- влияние ограничения прав пользователей земли или ухудшения качественного состояния их земель на продуктивность земельных угодий и доходность производства;
- меры по сокращению или устранению дальнейшего влияния ограничения прав пользователей земли или ухудшения качества земель на продуктивность земельных угодий и доходность производства;
- условия и сроки восстановления нарушенного производства;
- размер убытков, включая упущенную выгоду;
- размер потерь;
- размер земельного налога, взимаемого до и после ограничения прав пользователей земли или ухудшения качества их земель.
В случае временного изъятия земельных участков (обычно на срок до трех лет) убытки и потери возмещаются при предоставлении земель в пользование и уточняются после освобождения этих участков.
Предметом земельного права как отрасли российского права являются общественные отношения по поводу земли как основы жизни и деятельности на соответствующей территории (земельные отношения).
Специфика этих отношений как самостоятельного предмета правового регулирования обусловливается их объектом – землей. Земля является природным объектом, природным ресурсом, основным средством производства в сельском и лесном хозяйстве и базисом для иной деятельности. Земля как природный объект находится в органической связи с иными природными объектами: недрами, водами, лесами, животным и растительным миром. Это обусловливает связь земельных правоотношений с иными правоотношениями по поводу пользования и охраны иных природных объектов и ресурсов в целом и каждого в отдельности, чем, в свою очередь, определяется наличие такой связи земельного права с другими природоресурсными отраслями законодательства.
Объектами земельных отношений являются: земля как природный объект и природный ресурс; земельные участки; части земельных участков.
Земля как природный объект и природный ресурс может выступать в качестве объекта земельных отношений в целом. Выделение земли как природного объекта связано с отношениями по охране земель и контролю за соблюдением требований по охране и рациональному использованию земли. Земельный участок как объект земельных отношений – это часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке. Данное понятие земельного участка следует считать основным для включения земельного участка в земельно-правовые отношения.
Земельный участок может быть делимым и неделимым. Делимым является земельный участок, который может быть разделен на части, каждая из которых после раздела образует самостоятельный земельный участок, разрешенное использование которого может осуществляться без перевода его в состав земель иной категории.
Особенности земли порождают специфику как земельных правоотношений, так и предмета земельного права.
Таким образом, предметом земельного права являются общественные отношения по использованию и охране земель в РФ как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
К отношениям по использованию и охране недр, вод, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, охране особо охраняемых природных территорий и объектов, охране атмосферного воздуха и охране объектов культурного наследия народов применяются законодательство о недрах, лесное, водное законодательство, законодательство о животном мире, об охране и использовании других природных ресурсов, об охране окружающей среды, об охране атмосферного воздуха, об особо охраняемых природных территориях и иные специальные федеральные законы.
К земельным отношениям нормы указанных отраслей применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством.
Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды.
Под источниками земельного права понимается особая форма выражения правил поведения, делающая их обязательными. Источники земельного права – это юридические формы, действующие с разной эффективностью и выражающие признаки правоотношений.
Видами источников права могут являться следующие:
1) Конституция РФ;
2) правовой обычай;
3) нормативный акт;
4) руководящие решения пленумов Верховного Суда РФ, Президиума Высшего Арбитражного Суда рФ, Конституционного Суда РФ, которые учитываются нижестоящими судами;
5) религиозныетексты;
6) идеи и доктрины;
7) общие принципы;
8) договоры.
Наиболее характерным для России способом правового регулирования всегда являлся нормативный акт, что обусловливалось масштабами, централизацией и многонациональностью государства, желанием обеспечить единообразие правоприменения. Под нормой права понимается общее (не персонифицированное) правило поведения, обязательное для исполнения гражданами и должностными лицами, установленное уполномоченным на это органом. Норма права – не констатация факта, не рекомендация, не пожелание, не призыв, а повеление, имеющее категорический характер, предписание, за которым стоит авторитет закона, государства. Нормативный акт не должен исчерпываться исполнением, действует непрерывно и, как правило, рассчитан на неопределенное количество случаев. Нормативные акты составляют иерархическую систему или пирамиду соподчиненных звеньев, где их юридическая сила зависит от места и компетенции органа, принимающего акт. Среди нормативных актов различаются законы и подчиняющиеся им подзаконные акты. К последним относятся как акты государственных органов, так и акты органов местного самоуправления.
Руководящие решения высших судов обязательны для нижестоящих судов. Постановления Конституционного Суда РФ являются обязательными и окончательными для исполнения. Решения пленумов Верховного Суда РФ, Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ обязательно учитываются при принятии решения по делу нижестоящими судами общей юрисдикции и арбитражными судами.
Идеи и доктрины, т. е. мнения ведущих ученых-юристов, принимают в ряде государств участие в формировании права, получая отражение в законодательстве. В романо-германской правовой семье основные положения права были сформулированы в университетских стенах. Основанное на принципах ислама мусульманское право во многом зависит от заключений древних и современных толкователей религиозных текстов Корана – священной книги, собравшей поучения, речи и заповеди Аллаха, и Сунны – сборника жизнеописания пророка Мухаммеда, от мнений видных юристов. С учетом распространения мусульманской религии в ряде субъектов Российской Федерации эту сторону не следует игнорировать, тем более в области справедливой организации землепользования.
Общие принципы права – это основополагающие начала, которые могут применяться и непосредственно в случаях пробелов в законодательстве, а также являются отправными при формировании правовых норм.
Договоры – это соглашения между участниками земельных отношений, которые могут устанавливать права и обязанности, правила поведения, обязательные для исполнения субъектами земельных правоотношений.
Какие земельные участки переходят по наследству
Земля, как и любое другое имущество, передается наследникам на основании завещания или по закону. При этом имеется ряд особенностей, о которых нужно знать. До вступления в силу закона о государственной регистрации прав на недвижимость (1997 год), земельные участки предоставлялись гражданам на нескольких основаниях.
-
В собственность — подтверждением чего являлось свидетельство старого образца. Если позднее владелец участка обратился в Росреестр и зарегистрировал свое имущество, он получал новый документ, а земля была поставлена на кадастровый учет. В этом случае при получении в наследство земельного участка по завещанию (или в силу закона) оформление происходит по общим правилам наследования и не вызывает сложностей. Порядок процедуры урегулирован ст. 1181 ГК РФ.
-
В пожизненное наследуемое владение (ПДВ). В 90-е годы, когда не было частной собственности на землю, преобладала такая форма ее предоставления в личное пользование. На этом основании участки получили миллионы людей и право пользования ими переходит к наследникам. Совершать какие-либо сделки с такой землей нельзя, можно лишь использовать ее по назначению.
-
На правах бессрочного безвозмездного пользования. Такие договоры заключались по решению исполкома или другого органа, владеющего землей. В порядке наследования право безвозмездного пользования земельным участком не переходит. Договор теряет силу после смерти гражданина, являющегося пользователем, если иное не предусмотрено его положениями.
-
По договору срочной аренды. Наследники имеют право переоформить его на оставшийся срок действия. К такого рода правоотношениям применяются общие правила, в том числе в отношении сроков вступления в наследство.
Особенности наследования земли
Учитывая основания владения, можно выделить следующие варианты развития событий для наследника.
-
Наследование земельного участка в собственности происходит так же, как и других вещей. Право на него переходит к наследникам даже в том случае, если наследодатель не регистрировал его в государственном реестре. После принятия наследства они могут перерегистрировать землю на свое имя, представив в орган Росреестра нотариальное свидетельство о праве.
-
Если участок не был зарегистрирован в реестре недвижимости, то правопреемник умершего должен представить в орган Росреестра другие подтверждающие документы наследодателя на землю: выписку из решения сельского совета, исполкома, договор о предоставлении надела в пользование.
-
Если документы наследодателя на земельный участок не удалось найти, придется обращаться в суд. Отсюда рождается один из самых распространенных видов исковых заявлений по делам, связанным с наследованием — иск о признании права собственности на земельный участок в порядке наследования.
Что гарантирует Конституция и другие законы РФ
Защита прав собственности на земельные участки имеет достаточно обширную нормативно-правовую базу:
- Ключевые положения по обеспечению реализации прав гражданина Российской Федерации установлены в Конституции РФ.
- Основные термины по объекту рассматриваются в статье 130 Гражданского кодекса РФ — Статья 130. Недвижимые и движимые вещи.
- Что касается возможных способов защиты, то они отражены в статье 12 ГК РФ. Также они указаны в соответствующих пунктах Земельного кодекса РФ. Статья 12. Способы защиты гражданских прав
- Порядок судебных разбирательств определен в Гражданском процессуальном кодексе РФ.
Помимо этого, имеют юридическую силу многочисленные постановления и акты местного значения.
Правовая основа собственности на объекты земельных отношений
Возможность оформления владения на землю предусмотрена Конституцией РФ. В ч. 2 ст. 9 Основного закона закреплено, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Основания передачи прав на землю установлены российским законодательством. В частности, в п. 2 ст. 15 ЗК РФ «Собственность на землю граждан и юридических лиц» указано, что граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Право собственности на землю защищается законом. Собственник вправе истребовать свой земельный участок из чужого незаконного владения в соответствии со ст. 301 и 303 ГК РФ, а также требовать устранения любых нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения (ст. 304 ГК РФ).
Основания и порядок возникновения права собственности на земельные участки определены в соответствующих статьях гл. V-V.6 ЗК, а основания и порядок прекращения права собственности на земельные участки, также как предусмотренные ограничения права собственности, – в главе VII ЗК РФ.
Субъекты и объекты права собственности на землю
Субъектом обозначенного права является лицо, которому принадлежит по закону земельный участок. При регистрации данного статуса, правообладателю предоставляется свидетельство о собственности, которое впоследствии выполняет функцию право удостоверяющего документа (какие еще право удостоверяющие документы существуют читайте в статье), в которое вписан владелец ЗУ. Кроме этого, правомочие лица определяется правоустанавливающей документацией, на основании которой возникло владение участком. К числу таких документов могут относиться:
- акты о выделе ЗУ администрацией;
- гражданские договора имущественных сделок;
- решение администрации или суда;
- свидетельства о вступлении в наследство.
Объект и предмет регулирования: общие сведения
В качестве него выступает индивидуально-определенное имущество. В связи с этим защита прав собственности в конечном счете сводится к обеспечению возможности хозяина реализовывать полномочия распоряжения, пользования, владения в отношении конкретного объекта, принадлежащего ему по закону. В данном случае необходимо учесть определенный нюанс. Защита права собственности отличается от обеспечения охраны имущественного интереса. Последнее может осуществляться по-разному. Например, это может быть требование о признании недействительности сделки, возмещении убытков и так далее. Непосредственно защита права собственности выполняется методами, которые применимы относительно индивидуально-определенного объекта. Именно данные приемы и составляют предмет регулирования.
В ст. 304 ГК сказано, что собственник может потребовать устранения любых нарушений его прав, если даже они не сопровождают лишение владения. Такие ситуации касаются двух возможностей, данных по закону. К ним, в частности, относят право распоряжения и пользования. Оспаривание их нарушений осуществляется посредством негаторного иска. Примером выступают споры по реализации прав лиц, владеющих соседствующими земельными участками и строениями.
В частности, один из них своими действиями может создавать препятствия другому лицу для нормального использования своих возможностей (сооружает здание, затеняющее растения). Вместе с предъявлением требования по устранению уже существующих препятствий, исковое заявление может быть направлено на предупреждение вероятного нарушения прав собственности при наличии явных к этому предпосылок. К примеру, человек может добиться запрета на осуществление строительства какого-либо здания на этапе его проектирования в случае, если оно будет создавать препятствия для нормального пользования имуществом.